На автомобильном транспорте широко распространена практика переоборудования базового транспортного средства — замена двигателя, кузова, установка дополнительных агрегатов и т.д.
Данный вид деятельности регламентируется пунктами 75-80 главы V Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), а так же Постановлением Правительства № 413 от 6 апреля 2019 года «Об утверждении Правил внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
Под изменением конструкции ТС подразумевается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного ТС составных частей и предметов оборудования, влияющих на уровень обеспечения безопасности дорожного движения. Любая попытка установить на свое авто не предусмотренное заводом изготовителем оборудование или агрегат потребует соответствующего оформления.
Установка газобалонного оборудования (ГБО)
Потребует оформления, как конструктивное изменение. Требования описаны в п. 8 приложения 9 регламента.
Монтаж колесных дисков большего или меньшего диаметра
Здесь не все так однозначно. Нужно посмотреть какие размеры дисков предусматривает к установке завод-изготовитель. Нередко они указываются на информационных табличках в проеме двери водителя. Если выбранный для установки диаметр входит в перечень рекомендуемых производителем размеров, то оформление не потребуется.
Установка тягово-сцепного устройства (фаркопа)
При определении необходимости регистрации нужно определить входит ли официально данное устройство в перечень дополнительного оборудования автомашины. Конструктивно фаркоп, рассчитанный на серьезные тяговые нагрузки, присоединяется сваркой или болтовым соединением к силовым элементам автомобиля и требует оформления. Исключение составляют легкоснимаемые конструкции не подсоединяемые к силовым элементам транспортного средства. Сюда же можно отнести съемные багажники контейнерного типа, крепления для велосипедов, лыж и т.д.
Размещение топливного бака большей емкости
Юридически установка баков большей, чем предусмотрено производителем емкости является конструктивным изменением. Однако в силу сложившейся практики сотрудники ГИБДД редко обращают внимание на подобные «переделки». Если бак изготовлен на производстве и сертифицирован, установлен с соблюдением технических требований, то претензии со стороны контрольных органов маловероятны.
Обвесы, спойлеры и тюнингованные бампера
Установленные обвесы, спойлеры и бамперы (отличные от устанавливаемых заводом изготовителем) подлежат регистрации. Исключение составляют обвесы установленные на базовые авто тюнинг-ателье аккредитованные при производителе. Проблемы могут возникнуть и у любителей ездить без бамперов на отечественной автоклассике ВАЗ, так как снятие предусмотренных изготовителем элементов так же является нарушением.
Лебедка
В большинстве случаев установка лебедки подлежит регистрации, исключая случаи когда она официально указана как дополнительное оборудование.
Нормативная основа
Постановление Правительства РФ №413 от 6 апреля 2019 года «Об утверждении Правил внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных ТС и осуществления последующей проверки выполнения требований ТР ТС 018/2011″
Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (ред. от 30.01.2013)
«О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»
ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза » О безопасности колесных транспортных средств».
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О техническом регулировании»
Федеральный закон от 15.11.1995г. «О безопасности дорожного движения» (в ред. Федеральных законов от 02.03.1999 N 41-ФЗ, от 25.04.2002 N 41-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 08.11.2007 N 257-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 30.12.2008 N 313-ФЗ)
Письмо № 13/5-у-1225 от 25.02.2015 года ГУ ГИБДД МВД РФ ГУ
Письмо № 13/Ц 3498 от 02.08.2002 года ГУ ГИБДД МВД РФ СОБ
Письмо № 13/5-58 от10.04.2006 года ДОБДД МВД РФ
Письмо № 13/5-1693 от 07.03.2011 года ДОБДД МВД РФ
Письмо № 13/5-6858 от 02.07.2019 года ГУ ГИБДД МВД РФ
«Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утверждены Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.12.1993 г. № 190 (В редакции последующих постановлений Правительства РФ);
Соглашение о принятии единообразных условия официального утверждения и о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических ТС, совершено в Женеве 20 марта 1958 года;
Конвенция о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 года);
Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).
ГОСТ 33670-2015 «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия»;
ГОСТ 33668-2015 «Автомобильные транспортные средства. Органы управления для водителей-инвалидов с нарушением функций рук и ног. Технические требования и методы испытаний»;
ГОСТ Р 55887-2013 «Автомобильные транспортные средства. Учебные автомобили. Технические требования и методы испытаний»;
ГОСТ 33997-2016 «Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки»;
ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности и методы проверки»;
Регистрация конструктивных изменений ТС осуществляется в несколько этапов:
- Для начала потребуется провести предварительную экспертизу, результатом которой станет заключение о возможности или невозможности установки требуемых элементов. Данный документ может выдать только аккредитованная организация. Список таких организаций находится на сайте ЕЭК (Единой Экономической Комиссии).
- Получив на руки заключение предварительной технической экспертизы автовладелец обращается с заявлением в ГИБДД. Транспортное средство на момент обращения должно стоять на учете в госавтоинспекции.
- Осуществить переоборудование автомобиля. В зависимости от формулировки в заключении переоборудование осуществляется в сертифицированном на проведение подобных работ сервисе, либо, если экспертиза это допускает, самостоятельно.
- Проведение техосмотра на ПТО и составление диагностической карты.
- Составление протокола технической экспертизы после внесения конструктивных изменений. Осуществляется той же организацией которая выдала предварительное заключение.
- Получение свидетельства в ГИБДД. После всех этапов на основании поданных документов выдается свидетельство о регистрации транспортного средства с оформленными изменениями.